Catacomb 3-D — Былое о думах №11

…И хотя Hovertank 3D является технологическим предшественником Catacomb 3D, но, имхо, ховер был сделан намного продуманнее и совершеннее своего последователя. Однако, благодаря смелым экспериментам с катакомбером, мы с упоением наслаждаемся великолепием вульфика. Однако, сегодняшний герой это не аппендикс и ни в коей мере не переходный мост между ранними проектами ID. То есть, даже такое сомнительное зрелище, как Catacomb 3D – на самом деле не такая уж и плохая игра… Рассмотрим ее поближе.
Первые катакомберы Кармака лишь отчасти можно назвать интересными проектами. Джон лепил их, видимо, вдохновленный аркадными забавами вроде Gauntlet. Сейчас дорогой читатель должен приблизительно понимать, о чем я, рисуя в голове такой типичный монотонный данжен, кишащий монстрами и ловушками, необделанный, конечно же, запутанной системой ключей, всякими микстурами и разброшенными тут и там свитками знахарской мудрости. Между тем, в 2D рубилове Кармак заточил смышленого беса – ии противника для тех лет вне всяких сомнений. Это, пожалуй, то (да и еще пару мелочей) ради чего стоит скачать флоппи-версии первых двух катакомберов. В остальном эти игры имели примитивное оформление и высокую степень сложности (а с наскока ее и не осилишь).
Что касается Catacomb 3D, то здесь все немного сложнее. Она не явилась колхозным самопалом, слепленным на коленках, как было, например, с двумя предыдущими частями многомерной серии катакомберов Кармака. Разработка над 3D версией фантазий Джона велась уже давно, и имело под собой благородную почву. Во многом, например, третья часть катакомбера формировалась благодаря бурному ажиотажу вокруг Ultima Underworld. Многое, что позже вошло в релиз первого ундервуда, было уже успешно (ладно, относительно успешно) скооперировано в Catacomb 3D.
В графическом плане третья часть катакомбера стала прорывом. Сейчас это смотрится дико, а зрение уходит к черту после 20 минут непрерывного геймплея. Но, не смотря на эти гадостные капризы, картинка в целом красива и приятна (все дело в деталях, которые движок рисовал великолепно). Третий катакомбер был выпущен исключительно под Dos (между тем, прошлые две части выходили и на мак) и использовал «невозможный EGA-режим», отображающие на экране скудные 16 цветов из 64 возможных. Это, знаете ли, во многом объясняет мои придирки на счет «глаз, вылезших из орбит».
Что там с сюжетом, Карл? Ну… как бы вам сказать – все не так уж и плохо. В отличие от того же ховера, где мы просто «рубили зелень на апокалипсисе», то катакомбер это исключительное фэнтази. Мы, мол, маг с бородой до пят, спускаемся в темное при темное подземелье лича Немезиса. Зачем? Естественно, для того что бы убить гада, ну и, если уж на то пошло, спасти нашего общего друга, попавшего в затруднительное положение – на обед к вампирюгам.
Игровой процесс. Игра дает нам право выбрать уровень сложности, которых здесь, кажется, три. Всего в катакомбере 20 уникальных уровней и большая часть из них назвать таковыми язык не поворачивается (полупустые коридоры и изредка запрыгивающие на нас твари… ушастые). Впрочем, это можно простить, а кое чем и искренне восхититься. В качестве оружия главный герой использует фаерболы. Всякие бонусы, вроде микстур и свитков, раскиданных по уровням, могут на некоторое время сделать нас Скалой Джонсом. Именно в катакомбере появилась здоровая концепция ID, которую я бы назвал «концепцией лица героя». В чем ее суть? По мере получения ранений небритая рожа главного героя потихоньку превращается в черепок. Когда мы пьем зелья, лицо избавляется от тени мертвечины и вновь становится человеческим (эффект мгновенной регенерации, присущ лишь магам и ряду исключений, на лицо). Отдельного упоминания заслуживает запутанность уровней в игре… но я этого делать не стану. Пусть то, что в начале обзора я принял за фол/крупную недоработку (назвав катакомбер, цитата: «»сомнительным зрелищем») с лихвой прочувствуют те игроки, которые решат «сражаться до победного конца». Я же замечу, что карта в игре, естественно, отсутствует, а для ориентации в пространстве используется компас.
Эпиграф. Скажу, что после ожидаемого успеха Catacomb 3D, сомнительные разработчики начали делать сомнительные же продолжения раскрученного проекта. Это, по большей части, второсортное рагу образовало целую трилогию — Catacomb Fantasy. Я бы не советовал вам прикасаться к сие шедеврам, а удовлетворится оригинальным катакомбером от ID.

Автор статьи: Михаил Захаров

Добавить комментарий